Блог

Упарати – уменьшение экстравертности

Виджая Джйоти

व्यां वेदव्यासाय नमः

vyāṁ vedavyāsāya namaḥ

вьям ведавьясая намах


21 июля – Гуру Пурнима, дающая нам возможность выразить благодарность нашим Гуру, наставникам и учителям, освещающим наш путь. Пять лет назад, по тому же поводу, я начала писать о важности соблюдения шамади-шатка-сампаттих, или шести внутренних богатств, которые образует часть «садхана чатуштайа», или четырёх качеств, данных в Таттва-бодхе, облегчающих духовное обучение. Каждый год я всесторонне изучаю одно качество для своего развития в качестве предложения гуру в этот день. В этом году я хочу исследовать упарати (упараму) на основе изучения текстов и моего их понимания.

Упарати

Упарати в санскритском словаре Монье-Уильямса буквально означает «остановка, квиетизм, прекращение мирских действий», приставка упа отрицает значение слова рати от корня рам, который означает «наслаждение» и «удовольствие». Имя «Рати» подходит супруге ведического Бога любви Камы. Таким образом, упарати — это прекращение ненужной мирской деятельности для сохранения невозмутимости и сдержанности, обретённых благодаря качествам шама и дама — контроля над умом и чувствами. Состояние Упарати предполагает, что искатель обладает знанием и духом отречения.

Здесь я хочу вспомнить метафору колесницы (представляющей наше тело) из Катха-упанишады (1.3.3-11), используемой для описания отношений между чувствами, умом, интеллектом и самостью. Возничий (интеллект) должен крепко удерживать бразды правления (ум), чтобы достичь места назначения, в противном случае пассажир (самость, «Я») может выйти из-под контроля, влекомый пятью лошадьми (чувствами), которые сосредоточиваются на том, что жизнь бросает на их путь. Упарати помогает нам не сбиться с курса, делая правильный выбор.

Понимание смысла «Упарати» с помощью Священных Писаний

Шанкарачарья описывает Упарати в «Таттва-бодхе» (текст для начинающих на пути Адвайты) как «सर्वधर्मानुष्ठानमेव sarva-dharma-anuṣṭhānam-eva» – строгое соблюдение собственной Дхармы.

В традиционном ведическом понимании существует пять видов кармы или ведических ритуалов:
  • Нитья-карма — это ритуалы, которые необходимо выполнять ежедневно, например, молитва, омовение, почитание предков, изучение или чтение писаний, служение другим.
  • Наймиттика-карма – это особые ритуалы, которые необходимо выполнять в особых случаях – рождении, смерти и бракосочетании.
  • Камья-карма – это ритуалы, совершаемые с целью достижения процветания, богатства, детей или славы.
  • Праяшчитта-карма – это ритуалы или коррективные средства, выполняемые для уменьшения последствий прошлой деятельности.
  • Нишиддха-карма запрещена, и её выполнение приводит к причинению вреда другим – это воровство, убийство и потворство всем порокам.

Из этих пяти типов кармы первые два считались духовно возвышающими, а последние три приводили к духовному застою или регрессу. Стремящимся к совершенству ученикам обычно рекомендовалось освободить место для первых двух видов деятельности, предназначенных для духовного роста, и постепенно сокращать последние три вида деятельности.

Позже тот же автор в классическом продвинутом писании Вивека-чудамани (стих 23) описывает Упарати как уход, при котором ум перестает реагировать на внешние объекты. «Лучшее упарати, или самоустранение, — это когда функция ума перестает действовать посредством внешних объектов».

बाह्यानालम्बनं वृत्तेरेषोपरतिरुत्तमा ॥ २३ ॥
bāhyānālambanaṃ vṛttereṣoparatiruttamā || 23 ||

Это значение может быть близким к понятию пратьяхара Патанджали-сутр (стих 2.54). Харихарананда в своем комментарии объясняет, что это предполагает безразличие к внешним объектам и жизнь в мире мыслей. Задача здесь — превратить бесстрастие, полученное от духа отречения, в безразличие. Это значение Упарати более применимо для дисциплинированного ученика, который перестает восхищаться миром и создает пространство для созерцания.

Наконец, для продвинутого искателя Ади Шанкарачарья даёт значение Упарати в Сарва Веданта Сара как вступление в Ашрам Саньяси или принятие монашеского образа жизни. В 56-ти стихах (152–208) он красноречиво доказывает, что мотивы и средства пути кармы и гьяны различны, и стремится к отказу от «вихита-кармы — строгих религиозных ведических ритуалов» для квалифицированного человека, стремящегося к освобождению, чтобы дать ему возможность сосредоточиться на созерцание и усвоении знаний.

Упарати в современной жизни

Упарати – это действие по уменьшению экстравертности, чтобы иметь возможность сосредоточиться на конечной Пуруша-артхе («человеческой цели») – мокше, или освобождении. Даже если кто-то не заинтересован в этой цели, снижение экстравертности может быть полезным для лучшего сосредоточения внимания на целях и результатах нашего развития. В наши дни мы являемся жертвами множества объектов, как живых, так и неживых, устройств, которые нас отвлекают, и это ещё больше усугубляется внедрением искусственного интеллекта (ИИ), который используется для поиска того, что нам нравится, чтобы мы могли получать этого больше.

В то время как Шанкарачарья призывал к «жёсткой остановке» кармической деятельности – особенно ведических ритуалов, чтобы найти больше места для созерцательных исследований и размышлений, хотя в наши дни эта концепция вряд ли актуальна, поскольку немногие следуют карма-канде – пути религиозных ритуалов. Возможно, достаточно развивать чувство удовлетворенности и внутреннего отречения, а не носить одежды монахов. Свами Парамартхананда из традиции Арша-видья объясняет, что простое внешнее отречение без внутреннего ощущения опасно для общества. Шри Кришна в стихе 3.6 Бхагавад-гиты называет такого человека лицемером: «Те, кто сдерживает внешние органы действия, продолжая при этом зацикливаться на объектах чувств в уме, несомненно, обманывают себя, и их следует называть лицемерами».

कर्मेन्द्रियाणि संयम्य य आस्ते मनसा स्मरन् | इन्द्रियार्थान्विमूढात्मा मिथ्याचार: स उच्यते ||
karmendriyāṇi sanyamya ya āste manasā smaran
indriyārthān vimūḍhātmā mithyāchāraḥ sa uchyate ||3.6||

Свами Парамартхананда предположил, что варна-ашрам, то есть прохождение четырех стадий жизни (брахмачарья, грихаста, ванапрастха, санньяса) более благоприятен, поскольку даёт возможность постепенного снижения нашей ответственности и, следовательно, нашего влечения к внешнему миру. Однако я обнаружила, что в наши дни этапы варна-ашрама становятся все более размытыми, поскольку люди вступают в брак и становятся родителями гораздо позже, а также ищут возможности вступить в повторный брак до конца жизни, оставляя все меньше возможностей для внутреннего отречения.

Путь к Упарати

Свами Парамартхананда рекомендует изучать Бхагавад-гиту всем, не задумываясь сознательно о своём пути – путь ли это кармы или гьяны, чтобы улучшить осознанность и сделать сознательный выбор после получения знания.

Предварительным шагом к напоминанию себе о том, готовы ли мы к Упарати, является правильное понимание карма-йоги. Следующие шаги рекомендуются ищущему в его повседневной жизни:

  • Уменьшите качества, называемые асурим сампат, данные в главе 16 Бхагавад-гиты – те, которые усиливают агрессию и жажду, а именно. дамбха – показушность и лицемерие; дарпа – высокомерие; абхиманах – самомнение, чрезмерная самооценка и самоидентификация; кродха – гнев; парушйам – резкость и аджнанам – невежество. Сутра Патанджали Йоги рекомендует апариграху – отказ от цепляния за материальные вещи, чтобы стать настоящим йогом.
  • Увеличьте 26 качеств деви сампата, данных в той же главе 16 для поддержания чистоты, самоограничения, следования по пути знания.
  • Развивайте доверие к Высшей силе, упомянутое как нияма (то, что нужно делать) Ишварапранидхана в Йога-сутре Патанджали.
  • Развивайте отношения прасада-буддхи – благодарности и принятия всего, что встречается на нашем пути.

Только истинное внутреннее отречение открывает путь мудрости в живом существе, в то время как плоды духовной мудрости ведут к Упарати, прекращению увлечения внешними вещами.

Литература:
  1. Учения Свами Парамартананды о Таттва Бодхе, Бхагавад Гите, Катхопанишад, Вивека Чудамани и Сарва Веданта Сара.
  2. Философия йоги Патанджали – Свами Харихарананда Аранья.
Гуру Пурнима