Виджая Джйоти
व्यां वेदव्यासाय नमः
vyāṁ vedavyāsāya namaḥ
вьям ведавьясайа намах
Гуру Пурнима – это особенный день в жизни духовных искателей, поскольку мы выражаем благодарность нашим учителям, наставникам и Гуру за то, что они ведут нас по этой жизни. Он выпадает на полнолуние, обычно, когда Солнце в Близнецах, а Луна в Стрельце, в лунный месяц Ашадха. В этот день отмечается день рождения великого мудреца Махариши Вьясадевы, который является составителем четырех Вед и многих других священных писаний, таких как Брахмы-сутры и Пураны. Он также является символом традиции Гуру-парамапары, или Ведической традиции, посредством которой духовное знание по цепочке передается ученикам.
В связи с этим днем мне вспоминается прекрасный стих из второй главы «Мундака Упанишад» о том, как и когда следует обращаться к Гуру.
परिक्ष्य लोकान्कर्मचितान्ब्राहमणः निर्वेदमायान्नास्त्यकृतः कृतेन्।
तद्विज्ञानार्थं स गुरुमेवाभिगछेत् समित्पाणीः श्रोत्रियं ब्रह्मनिष्ठं ।। 1.2.12
parikṣya lokānkarmacitānbrāhamaṇaḥ nirvedamāyānnāstyakṛtaḥ kṛten
tadvijñānārthaṁ sa gurumevābhigachet samitpāṇīḥ śrotriyaṁ
Перевод: Изучив миры, которые достигаются с помощью кармы, брахман должен прийти к бесстрастию. Непроизведенное (мокшу) невозможно достичь посредством кармы. Поэтому, чтобы получить знание, он должен обязательно обратиться с подношением в руках к учителю, который сведущ в Священных Писаниях и утвержден в Брахмане.
Тонкий смысл состоит в том, что мудрый (ученик), обнаружив бесплодность погони за материальными целями в проявленных мирах и осознав, что освобождение невозможно посредством действия или какого-либо усилия, должен обратиться к квалифицированному Гуру для более высокого и постоянного знания с соответствующим подношением в его руках.
Почему материальные приобретения бесплодны?
Есть три недостатка существования в материальном мире. Удовольствие всегда смешано с болью. Жизнь становится бесконечным циклом действий, необходимых для приобретения вещей, удержания их и борьбы с болью от их потери. Мы умираем с таким большим количеством сожалений и невыполненных желаний. Ни одно достижение не делает нас полностью счастливыми, и мы всегда ищем следующую, еще лучшую вещь, чтобы удовлетворить себя. Эти материальные привязанности становятся узами, часто ведущими нас к духовному застою.
Мы должны освободить себя от наших шаблонов мышления и бесконечных желаний. Никаких других действий или огромных усилий, особенно для освобождения, не требуется, кроме как избавиться от нашего длинного списка желаемых вещей и ошибочного представления о том, кто мы есть.
Что мы должны предложить Гуру?
Прежде всего мы должны поклониться перед Гуру. Поклоняясь, мы предлагаем наше эго. Для эго нет места в мире знаний, оно будет препятствовать нашему развитию. Слово «эго» является вольным переводом санскритского слова «Ахамкара» и означает не только гордыню, но и нашу привязанность к внешнему образу того, кто мы есть. Когда мы учимся вместе, в компании других учеников, давайте забудем раздутые представления о нашей самооценке в материальном мире, прежде чем мы войдем в класс. Поклоняясь перед нашим Гуру, мы не только пытаемся избавиться от нашего эго, но также получаем его благословения и защиту.
Всегда можно предложить в качестве подношения - зерно в чистой ткани, молоко, сладости или любой другой предмет, подходящий для образа жизни Гуру и его семьи. Деньги могут быть предложены, но незаметно в конверте и должны быть даны с почтением.
Но высшим из всего, что может быть предложено, является наша преданность и приверженность Гуру и процессу обучения. Как мы можем сделать это? Прежде чем приступить к изучению любого духовного знания – Веды или Веданги, которое называется пара видья (постоянное или высшее знание), нужно пройти квалификацию не только в умственных способностях, но и в правильном поведении, которое позволит обучению быть должным образом усвоенным и создаст гармоничную атмосферу между учителем и учениками. Обучение без квалификации похоже на то, как практикующий йогу выполняет позы, не выполняя первые два шага пути йога – Яма («не делай») и Нияма («делай»). Это сводит йогу к простому физическому упражнению вместо духовного занятия. Текст Ади Шанкарачарьи под названием «Таттва Бодха» рекомендует ученикам пройти предварительную квалификацию в Садхана Чатуштайа – это квалификация перед изучением Вед и Веданги, состоящая из четырех частей –
Вивека - Различение
Вивека может быть переведена как различение или суждение между качествами – нитья и анитья – имеющих природу постоянства и непостоянства. Постоянство существует во времени и пространстве. То, что можно считать постоянным, не проходит стадии изменения существования – рождение, рост, зрелость, разрушение и смерть. Большинство вещей, которые мы знаем в мире, разрушается. Все же мы проводим наши жизни, гоняясь за непостоянными вещами с целью обеспечить свою безопасность. Мудрый ученик осознает этот порочный круг в жизни и тщетность поиска постоянства в непостоянных вещах. Он обращается к Гуру, чтобы искать знания, чтобы разорвать этот порочный круг. Без понимания и осознания этого принципа ученик не сможет усвоить знания, которые хранятся в Ведах и Ведангах.
Вайрагья – Беспристрастность
Вайрагья означает беспристрастность и отрешенность в нашем отношении к результатам наших трудов и действий в это мире. Это не означает отказ от действий в мире, но отказ от ожиданий вознаграждения или плодов действия. Это суть Бхагавад Гиты, которая кратко изложена в стихе 2.47, в котором говорится о принципе отказа от плодов. Мы глубоко укоренились в философии того, что надо быть вознагражденными или получить признание за наши действия – как собачка, которая нуждается в кусочке бисквита после каждого трюка. Успех часто связан с видимыми и грубыми вещами, и мы всегда ищем подтверждение из внешнего источника – общества, родителей, любимых. Первый шаг по пути Вайрагьи – упрощение нашей жизни по мере того, как мы становимся старше и мудрее. Если мы не будем совершенствовать Вайрагью, мы не сможем идти вверх по духовной лестнице.
Шатка Сампатхи – Шесть частей квалификации или Дисциплина
Сама – это совершенное овладевание своим умом, чтобы мы не были перегружены эмоциями. Эмоции в нашем уме затмевают наше суждение о ситуации. Шри Кришна в Бхагавад Гите советует нам оставаться в молитве и смирении, чтобы достичь этого внутреннего спокойствия ума. Мы должны стремиться контролировать ум, а не бесконечно удовлетворять его. Ум переменчив, как погода. Контроль не означает подавление его, но пробуждение к высшей цели в жизни и осознание непостоянства ума. Это важно для духовного прогресса.
Дама – это контроль, который ум распространяет на внешние органы восприятия, такие как глаза, уши и рот. Это наиболее сложно в нашу эпоху интернета и СМИ. Мы читаем сплетни и бездумно смотрим на насилие. От учеников на пути духовного поиска ожидается строгость речи и поведения. Отход от общества в определенной степени необходим, чтобы добиться успеха на этом пути. Посты усилят Даму, касается ли это пищи или речи (что называется Мауна Врата). Пратьяхара, один из этапов Аштанга йоги, является хорошей техникой для достижения этой цели.
Упарама – это сознание или строгое соблюдение дхармы или долга перед собой и перед теми, за кого мы несем ответственность. Должна быть интеграция знаний, которые мы получаем из Священных Писаний, и той жизни, которую мы ведем. Ведический путь рекомендует, чтобы мы всегда осознавали свои обязанности в пяти областях – перед вселенной и высшими сферами, перед предками, перед наставниками и учителями, перед нашим ближайшим окружением, а также перед природой и окружающей средой.
Титикша – это терпение/стойкость или принятие жизни без обиды или чувства неудачи. Нам нужна значительная внутренняя сила, чтобы стойко преодолевать жизненные проблемы. Стресс возникает, когда ум не может принять ситуацию такой, какая она есть, и мы хотим другого результата, и тогда мы теряем равновесие.
Шраддха – это вера в путь, которым мы идем, в слова Гуру и в Священные Писания. Мы должны отпустить наши заранее надуманные представления, наше интеллектуальное высокомерие и сохранять открытость. Если вы не верите своему врачу, лекарства вряд ли вам помогут.
Самадхана – это концентрация, или сосредоточение ума, на определенных мыслях по конкретному интересующему предмету. Это необходимо для правильного усвоения знаний. Есть три шага в усвоении знания – Шравана, Манана, Нидхидьясанам – выслушивание, размышление и созерцание. Ключом к успеху на всех этих этапах является фокус, сосредоточение. В йоге это эквивалентно Дхаране и Дхьяне.
Мумукшатвам – Желание
Мумукшатвам – это сильное стремление к освобождению от цикла рождения и смерти. Это означает, что ученик осознает, что настоящая цель в жизни – это освобождение, и всё, чего мы пытаемся достичь материально, является вторичным по отношению к этой цели. Это фундаментальная вещь для изучения духовных наук, и на самом базовом уровне, когда мы осознаем это и начинаем идти по этому пути, мы избавляемся от тирании наших эмоций и желаний.
Осознание всех этих требований – это первый шаг на пути духовного прогресса. Чем лучшей квалификации мы достигнем, тем лучше будет усвоение знаний. В этот особенный день Гуру Пурнимы давайте помнить обо всех этих качествах, и мы можем практиковать любое из описанных качеств как садхану – в качестве нашего подношения Гуру.
ॐ तत् सत्
ОМ ТАТ САТ